eduard nasyrov (my_happyfood) wrote,
eduard nasyrov
my_happyfood

Categories:

Стамбул - Историческая часть 2 (дворец Толкапы, Айя София)



Продолжаем прогулку по исторической части Стамбула....

Утром следующего дня , хорошо позавтракав я отправился в Святую Софию. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей.
Часы работы Айя-София: открыт с 09:00 до 17:00 со вторника по воскресенье. Время работы меняется в зависимости от сезона. Стоимость билета 40 ТЛ.
Мой совет приходить за 20-30 минут до открытия - тогда вы можете как и я быть в самом начале очереди и первым зайти в Софию  - мне повезло 5 минут находится в грандиозном здании без туристов в полной тишине - и это поверьте стоит раннего подъема.
Еще один совет - если вы планируете активное посещение музеев то покупайте музейную карту Стамбула - 85 ТЛ обеспечат вам вход в Софию, дворец Топкапи(включая гарем) а также ряд музеев. Существенная экономия.





Церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом и Айя София на турецком — бывшая византийская церковь Константинополя и бывшая Оттоманская мечеть Стамбула.
Византийские летописцы утверждают, что строительство Айя-Софии было начато при императоре Константине I (324-337) и завершено к 360 году уже при императоре Константине II. Поле завершения строительства Айя-София была названа Великой Церковью. А в V веке церковь получила название Айя-София. Первая церковь Айя-Софии была построена из дерева и имела пять неф. После восстания деревянную церковь сожгли, и от нее ничего не осталось. Заново отстроил церковь Феодосий II. Вторая Айя-София была открыта в 415 году. Новая церковь так же состояла из пяти частей и была самой большой и главной церковью в городе. В 532 году на ипподроме началось восстание против императора Юстиниана, храм сгорел до основания. В этом же году — 532 г. было начато строительство храма и завершено в 537 г, по приказу Юстиниана II.



(На фото выше утренняя Голубая мечеть, а на фото ниже котейка по имени Гли живущая в Софии - местная звезда)

Собор София оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.



Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».



Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.

Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен. Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму. В течении почти тысячи лет Айя-София служившая религиозным центром православного христианского мира была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.

Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид. Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей.
В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу



После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней. До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период. Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.



В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара



(На фото выше отверстие в одной из колон где можно загадать желание, вложив большой палец в отверстие в колонне желаний и повернув руку таким образом на 360 градусов)

После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески и мозаики.







Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века. Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.
Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием.
Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.





Колонны и мрамор, используемые в конструкции, были взяты из древних городов в окрестностях Анатолии и Сирии, например, с Аспендуса, Эпхессуса, Баалбека и Тарсы. Белый мрамор поставляли с Мраморного острова, зеленый порфир с острова Рибоза, розовый мрамор из Афона и желтый из Северной Африки. Кроме того, во время строительства собора для нефов использовались колонны из храма Артемиды в Эфесе, а для поддержки купола взяли 8 колонн, привезенных из Египта



В стенах Айя Софии расположена гробница Дандоло(опять же вспомните фильм Инферно), основателя малоизвестной Латинской империи. Он якобы похоронен в соборе, но в результате исследований тело не было обнаружено. Существует версия, что останки были выброшены после завоевания Стамбула османами



Официальный сайт Айя-София: http://www.ayasofyamuzesi.gov.tr Кроме детального ознакомления с достопримечательностью, оттуда также можно перейти на сайт, где есть возможность купить билет онлайн или приобрести музейную карту http://www.muze.gov.tr/tr/purchase?t=5.



После Софии (на которую выделите 2 часа) отправился через парк Гульхане к дворце Топкапы(в переводе "Пушечные ворота"), еще одной жемчужиной великолепного Стамбула.
Вход в музей 40 ТЛ (без гарема) 65 ТЛ(с гаремом). Время работы с мая по сентябрь с 9:00 до 19:00.

Дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) является крупнейшим и старейшим дворцом в мире, сохранившейся до наших дней. Дворец расположен на месте первого поселения в Стамбуле, откуда открывается великолепный вид на Золотой Рог, Босфор и Мраморное море (фото ниже)
 Дворцовый комплекс окружен 5 км стен и занимает площадь в 700 тыс. кв м на вершине исторического полуострова.





Дворец Топкапы — это целый город, который находится на территории Стамбула. Комплекс по своим размерам превышает площадь Ватикана в два раза. Были времена, когда на его территории проживало до 50 тысяч человек и дворцы имели собственные мечети, зоопарки, бани. Изначально Топкапы строился, чтобы исполнять государственные функции, которые можно сравнить с Думой или Парламентом.
Здесь султан совещался со своими чиновниками по поводу внешних или внутренних политических проблем. Но уже в 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил во дворце свой большой гарем и началась активная застройка комплекса.+ Всего в Топкапы проживало 24 султана. А в 19 веке очередной султан воздвиг себе живописнейший дворец на берегах Босфора и переехал из дворцового комплекса



Строился этот красивейший комплекс очень долго — на протяжении нескольких столетий. Началось оно еще при султане Мехмете Втором в 1462 году, и каждый из последующих султанов добавлял к комплексу свои здания. При строительстве не придерживались никаких проектов, просто строили каждое новое здание, исходя из собственных приоритетов, и такая форма построек придает Топкапы привлекательность и оригинальность.
Топкапы имеет четыре основных двора, которые разделяются между собой монументальными воротами. Через Имперские ворота имел право проезжать на лошади только султан, все остальные ходили под этой аркой пешком. Во втором дворе находятся Приветственные ворота, которые по своему строению (низкие арки) заставляли каждого проходящего склонять голову. В третий двор ведут ворота Блаженные. Считалось, что близость к Султану дает подданным неземную благодать.+ В первом дворе были служебные постройки, в которых располагались казармы янычар.

Первые несколько десятилетий Топкапи был, так сказать, только рабочим офисом султанов, а их жены и наложницы жили отдельно, хотя и рядом, в «Чинили кешк». И это было нормой для османов. Роксолана - любимая наложница султана Сулеймана Великолепного, именно она, прошедшая путь от рабыни до Султанши Хуррем, смогла добиться переезда во дворец Топкапи, чтобы быть постоянно рядом с султаном. Именно сооружение комплекса гарема во втором и третьем дворах Топкапи в XVI веке стало наиболее значительным изменением в планировке этого дворцового сооружения с момента первоначальной постройки.+ В итоге, постепенно весь гарем переехал в этот новый дворец, а в старый стали ссылать жен и наложниц умерших султанов.



От «Ворот приветствия» между парковых насаждений третьего двора расходится шесть дорог. Первые две дорожки ведут к дворцовым кухням, третья ведет к следующим из ворот — «Воротам счастья», четвертая — к дивану, пятая — к гарему, шестая — конюшням султана. В султанские времена среди деревьев и кустарников второго двора расхаживали не только ожидавшие приема важные персоны, но и лани, козы и павлины, которые жили здесь. Иностранцы обычно удивлялись тишине в этом дворе, несмотря на тот факт, что в некоторых придворных церемониях здесь участвовало до 10000 человек. Здесь же во втором дворе располагается башня Законности и помещения дивана. А в тени «Ворот счастья» — «Bab-i Saadet», которые вели в третий двор, султан иногда разбирал государственные дела и принимал некоторых посетителей. Перед этими воротами происходила церемония вступления на престол нового султана, принятия подношений по случаю религиозных праздников, объявления о даровании званий. Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей подарены султанскому двору европейцами.



И, конечно же, второй двор знаменит своих огромным помещением — целым городком, отделенным от основной части площади промежуточными строениями, городком с несколькими десятками куполообразных труб, сразу бросающимися в глаза — султанскими кухнями. Сейчас в помещениях кухонь выставлена разнообразная утварь(очень жаль что фотографировать там запрещено - я был под сильным впечатлением!!!), включая огромные котлы.
В султанских кухнях одновременно работало 1000 поваров. Ежегодно сюда доставляли 30000 цыплят, 23000 баранов, 14000 телят(если будете тут - обратите внимание на экраны с очень доходчивой и интересной инфографикой из каких стран и городов и какими путями везли продукты во дворец).



Над конструкцией здания работал знаменитый турецкий архитектор Синан. Очень впечатляют куполообразные потолки с отверстиями для вытяжки в этих кухонных помещениях. Купольный потолок — это очень по-османски, а точнее потолок, состоящий из нескольких маленьких куполов, образующих общее пространство. В помещениях кухонь ныне также выставлен китайский и японский фарфор турецких султанов. Представленная в Топкапи коллекция восточного фарфора, как утверждают турецкие авторы, третья по величине — после пекинской и дрезденской — из всех дворцовых собраний мира. Она насчитывает 10 700 предметов. Огромные сервизы, которыми султаны очень гордились. Кроме восточного фарфора есть и фарфор из Европы, включая С-Петербург.+ Часть кухни занимала султанская кондитерская с говорящим названием «халванаме»



Во втором дворе располагается и здание бывшего «Дивана» (Зала заседаний), в котором раз в неделю собирался Тайный совет. Султан мог присутствовать на заседаниях незаметно, наблюдая за происходящим через специальное окошко. Во втором дворе располагается и вход в султанский гарем, но о нем чуть позже. Третий и четвертый дворы были предназначены для более уединенной жизни султана. Из второго двора ворота Баб Саадет («Ворота счастья») вели в третий двор - «Эндерун» («Внутренний дворец»). В четвертом дворе расположены несколько павильонов, а также комната обрезаний и комната главного лекаря.

Резиденция турецких правителей находилась в Топкапы до 1839 года. Впоследствии резиденцию правителей Османской империи перенесли на острый мыс, располагавшийся между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. А дворец Топкапы стал местом жительства овдовевших султанш, для услужения которым было назначено 55 поваров и кондитеров.



В стоимость входного билета входит посещение ивелирного, оружейного музеев, музея часов и др реликвий а также кухонь где мне так понравилось))). Время на поещение закладывайте 2-3 часа(без гарема)



1923, с установлением республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Коллекция музея Топкапы наряду с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей считается одной из 3-х редчайших во всём мире. Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции по причине отсутствия обслуживающего персонала и выставочных салонов.



Спустившись вниз от Гюльхане прошел к набережной Кеннеди где отдыхают местные. Вечером сюда не рекомендуют соваться так как тут собираются алконавты, нарики и другие персонажи. Я же надеялся встретить котиков которые тут в большом количестве живут - но увы - кроме подростков с пивом, рыбаков и нескольких влюбленных парочек никого не увидел. Но посидеть на камнях было все равно приятно!





Продолжние следует...
Tags: Стамбул, Турция, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “путешествие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments