На вегетарианском фронте оживление – в Киеве открылся специализированный буфет, появилась сеть киосков с вегетарианской едой, интернет-магазины расширяют ассортимент растительных продуктов
У вегетарианцев Артёма и Ульяны Гукасовых четверо детей. Утром и вечером семья ест кисломолочные продукты, в обед – каши и белковые продукты, в течение дня – фрукты, овощи, орехи. «Мы употребляем только свежеприготовленную пищу, а вдобавок к этому покупаем витамины, нехимические соевые добавки, морские водоросли», – рассказывает Ульяна. Она вегетарианка с 20-летним стажем. Живя в семье мясоедов, решила отказаться от животной пищи, когда ей было 10 лет. Она говорит, что её дети смогут сами делать выбор: «Они знают о том, что мясо – это убитое животное. Если, повзрослев, захотят попробовать, я не буду запрещать».
Львовяне Гукасовы на днях заказали аппарат под названием «Соевая корова», напоминающий электрочайник. Эта новинка в Украине пока мало распространена, зато популярна в США и Китае. С её помощью из соевых бобов можно приготовить молоко и сыр тофу, из рисовых – суп-пюре, из орехов – ореховое молоко. Аппарат с доставкой в Украину из России или Германии стоит около 100 евро.
Готовим дома
Дизайнер Эдуард Насыров – вегетарианец уже 10 лет. Почти всю сезонную зелень он выращивает на балконе. «Хорошо, конечно, что появились интернет-магазины для вегетарианцев, но хочется, чтобы и в супермаркетах были специализированные отделы», – отмечает он. Эдуард Насыров убеждён: вегетарианцев в Украине достаточно, чтобы сделать такие отделы рентабельными.
Фотограф Анастасия Иванова тоже столкнулась с проблемой скудного выбора вегетарианских продуктов. «Поначалу, отказавшись от мяса, я ела его соевые заменители и орехи. Но «соевое мясо» невкусное и бывает некачественным, а орехи дорогие: 150 гривен за килограмм погрызенного мышами миндаля – это ненормально», – сетует она. Сейчас Анастасия разнообразила рацион кокосовым маслом и проросшей пшеницей.
Ограниченный выбор заведений с вегетарианским меню вынуждает многих готовить дома. «В меню большинства ресторанов во время церковных постов появляются специальные предложения, – развивает тему Олеся Здоровецкая, певица и вегетарианка. – Набор блюд стандартный: блинчики, грибной суп. Между тем на специализированных сайтах есть много рецептов более оригинальных вегетарианских кушаний из продуктов, богатых белком». Она недавно побывала в Стамбуле, где её поразил огромный выбор блюд из овощей и круп, а также соусов и приправ на основе специй. Олесю удивляет, что в ирландском городке Корк, где живёт 200 тысяч жителей, есть вегетарианский ресторан, а в Киеве с этим проблемы.
Анастасия Иванова подтверждает: «В вегетарианских меню можно встретить недоразумения вроде овощного супа на мясном бульоне. Кроме того, в наших ресторанах к вегетарианцам часто относятся как к тем, кто хочет сэкономить и заказать студенческий бутерброд с горчицей». Иногда она позволяет себе обедать в ресторане индийской кухни «Гималаи» на Крещатике. В меню – блюда без мяса, но цены кусаются: основное блюдо из овощей, картофеля или грибов стоит 70–80 грн.
Гораздо демократичнее «Эко-Буфет», единственное в Киеве вегетарианское кафе. Оно работает с осени прошлого года. Посетителям здесь предлагают гороховый суп, борщи, ореховые тефтели, блинчики с тофу и со шпинатом, тушёные овощи, лёгкие салаты, гарниры. Цены – 6–8 грн. за суп или салат, 11–14 грн. – за основное блюдо. Эдуард Насыров, обедавший в «Эко-Буфете», отмечает, что кормят вкусно, но расположено кафе неудобно – за недорогой вегетарианской едой приходится ехать на Петровку. Правда, есть служба доставки еды клиентам.
По словам директора «Эко-Буфета» Константина Соляника, владелец заведения занялся ресторанным бизнесом не столько для заработка, сколько ради идеи популяризации здорового питания. Неожиданно «Эко-Буфет» оказался популярным у киевлян, и в этом году появятся ещё несколько сетевых заведений. Кроме того, г-н Соляник решил начать собственный вегетарианский бизнес. На днях на Лесном массиве Константин открыл два киоска, где продаются пирожки самоса и имбирный чай. Он собирается организовать сеть таких киосков в столице.
Только из сети
Ситуацию с продуктами для вегетарианцев иначе как словом «дефицит» не назовёшь. Спрос есть, предложение почти отсутствует. В Киеве известен единственный магазин с хорошим выбором продуктов, которые подходят для питания вегетарианцев, он принадлежит Торговому дому «Органик Эра». Здесь есть мясо, птица и рыба, но достаточно и вегетарианских продуктов – это крупы, соевые продукты, масло, хлеб из пророщенной пшеницы, много видов специй. Масло (тыквенное, льняное, облепиховое) стоит около 200 грн. за литр, бобовые (маш, чечевица, соя) – примерно 70 грн. за полкилограмма. Есть и деликатесы – молодые побеги пшеницы, ячменя или повидло из инжира, кизила, черноплодной рябины. «Пока я не могу похвастать большими объёмами продаж, – говорит Елена Березовская, соучредитель ТЦ «Органик Эра». – Но интерес есть. К тому же я предлагаю украинским производителям изготавливать органические продукты и поставлять их в супермаркеты».
Удовлетворить потребности вегетарианцев в какой-то степени может и интернет-магазин masale.com.ua. Владелица Ольга Слипко, съездив в Индию, открыла для себя множество вариантов того, как сделать простую растительную еду необычной на вкус. «В Индии мясные продукты продаются только в туристических местах, – говорит Ольга. – Там я поняла, что самое вкусное блюдо в мире – это рис басмати с кокосовым маслом». В интернет-магазине помимо кокосового масла Ольга предлагает специи и чаи. Она утверждает, что на спрос не жалуется: «Я замечаю, что люди всё больше интересуются здоровым питанием. Знаю, что многие посетители моего магазина не едят мясо, я и сама его не ем – перешла на фрукты, овощи, кашу и рыбу лет 10 назад».
Уже четыре года существует интернет-магазин львовянина Романа Тимчишина – tonature.com.ua. Здесь продаются растительные колбасы и паштеты, специи и крупы. Тимчишин начинал вести бизнес, по его словам, «у себя на коленках». «Я уже 13 лет вегетарианец, и раньше многие продукты привозил для себя из Киева, – вспоминает он. – Не все же овощи есть, хочется постоянно чего-то нового. Потом посчитал, что выгоднее закупать больше товара и распространять среди знакомых». Освоив этот путь, Роман Тимчишин открыл интернет-магазин, а спустя пару лет и небольшой магазин в центре Львова. Роман Тимчишин ведёт свой бизнес без рекламы, но дело его самоокупается.
«Начинающим вегетарианцам трудно без продуктов, которые они ели раньше. И если морковь и картофель продают повсюду, не все знают о том, что существует, например, вегетарианская колбаса», – отмечает г-н Тимчишин. Он и другие вегетарианцы призывают популяризировать такие продукты. По их мнению, спрос диктует предложение, но только если о предложении известно всем желающим.
focus.ua/health/178095